Владимир Путин создал устойчивый коррупционный режим

По мнению австрийского издания Der Standard, опубликовавшего статью «Государство Путина», стабильность российской системы зависит от простейшего механизма, который работает все последние 10-12 лет в России: это конвертация власти в деньги и денег в дальнейшее укрепление власти.

Маловероятно, что премьер-министр Владимир Путин изучал биографию французского политика и писателя Франсуа Гизо (1787-1874), который при короле Людовике-Филиппе был министром юстиции, а также министром иностранных дел. В своей речи от 1 марта 1843 года он сформулировал простой и циничный принцип «июльской» монархии (режима, правившего во Франции в 1815-1848 годах): обогащайтесь!

Этот же принцип лежит в основе созданной Владимиром Путиным «вертикали власти». По мнению профессора Владимира Иноземцева, возглавляющего Московский центр исследований постиндустриального общества, коррупция и казнокрадство для российского государства являются той цепью, которая держит все. По сути, государственная машина в России является средством для коррупционных и расхитительских схем, и само слово коррупция является тождественным государственной власти — так следует из мысли Иноземцева. Иностранные наблюдатели оценили это в полной мере — по уровню коррупции Россия занимает 154-е место в мире из 178 государств.

Путинская Россия коррумпирована также, как африканские Сьерра-Леоне или Демократическая республика Конго. Одновременно Иноземцев указывает на то, что Россия не является никакой диктатурой в полном смысле этого слова. Скорее, этого относительно свободное государство. Предыдущие режимы в России базировались на основе консенсуса, подкрепленного репрессиями. Сейчас граждане России обладают свободой передвижения, для них открыты зарубежные страны, в России признается частная собственность (в общем и целом), а также отсутствует цензура. По мнению Иноземцева, маловероятным является возникновение у такого режима каких-либо серьезных политических проблем в ближайшем будущем.

«Держателями» подобного «неофеодального» государства являются друзья и коллеги Владимира Путина, отца-создателя и гаранта такой системы. Около 3,4 миллионов человек, это примерно 12 процентов от работающего мужского населения страны, заняты в структурах, в которых процветает коррупция — государственном аппарате, госкомпаниях, спецслужбах, милиции, прокуратуре и административном аппарате.

Это меньшинство, создавашее так называют «тиранию некомпетентных», фактически присвоило себе богатства России. И оно не хочет никаких перемен. Лучше всего эти настроения обозначил сам Владимир Путин, выступая перед Государственной Думой, где из 450 депутатов 49 миллионеров и 6 миллиардеров.

— «России не нужны какие-либо эксперименты, которые базируются на либеральной модели. России нужно десятилетие стабильного и спокойного развития«, — заявил российский премьер-министр.

С этой речью президентская «гонка» 2012 года, как считает австрийское издание, в России началась. Гонка, конечно, условная, поскольку президента РФ Дмитрия Медведева всерьез мало кто воспринимает, а по поводу его «разногласий» с Владимиром Путиным ходит шутка — «Кремль не расколот на два лагеря между Путиным и Медведевым. Главный вопрос, к какому лагерю относит себя сам Дмитрий Медведев».

Впрочем, стоит заметить, что преувеличивать жизнеспособность путинско-медведевского режима не следует. Июльская монархия во Франции, пример с которой берет российское руководство, рухнула достаточно быстро. В России же государственный аппарат практически уничтожен, и власть тандема носит, скорее, декоративный характер. При малейшем потрясении или дальнейшем развитии по пути африканской коррупционной «демократии» перспективы Кремля не выглядят такими уж безоблачными.