Матушка-лень, или Для чего госорганы закупают работы и услуги на миллиарды рублей?

Российские госорганы разных уровней обычно принято критиковать за отсутствие у них внятных стратегических планов. И за то, что даже озвученные планы редко когда реализуется на практике. Их просто благополучно забывают.

Однако оказывается есть еще одна проблема: министерства и ведомства, которые должны писать стратегии и программы и оказывать госуслуги в рамках своих должностных обязанностей, покупают эти документы на стороне и торгуют правом оказывать эти услуги. За казенный счет.

Причем, иногда продают свои обязанности частным компаниям с зарубежным участием, которые при желании даже можно объявить «иностранными агентами». Это как если бы школьник из обеспеченной семьи списывал бы свои домашние задания у небогатого отличника из другой школы за деньги или, точнее, просто покупал бы готовые, проводит параллели «Газета.Ру».

Счетная палата обнародовала результаты проверки обоснованности и эффективности закупок работ (услуг) за 2015 — 2016 годы и первое полугодие 2017 года, осуществляемых органами власти и государственными учреждениями. Причем не всех закупок, а непосредственно связанных с исполнением установленных полномочий и предусмотренных государственными заданиями.

Проверялись Минэнерго, Минпромторг, НЦКТП Минтранса России, другие органы госвласти и госучреждения.

Оказалось, что за 2,5 года, которые попали в поле зрения аудиторов, Счетная палата выявила больше полутора тысяч странных закупок, когда министерства и ведомства продавали право сделать свою работу. На такие закупки было израсходовано 8 млрд рублей на федеральном уровне и порядка 600 млн рублей — на региональном.

Вроде бы сравнительно немного. Но — повторим еще раз — речь идет о покупке на стороне программ и стратегий, которые должны составлять сами министерства и ведомства. Или о продаже своих полномочий государственными органами.

Передача полномочий государственных ведомств на сторону в различных формах выявлена не только через госзакупки, но и в рамках утверждения госзаданий подведомственных учреждений. На федеральном уровне объем таких субсидий составил более 5,7 млрд рублей.

Что еще смешнее, это совершенно законно. Как нигде не содержится запретов для школьников или студентов покупать (если не хватило мозгов просто скачать из Сети) домашние задания и рефераты, так нет этих запретов и для органов государственной власти.

Не в состоянии министерство написать какую-нибудь программу — оно берет казенные деньги из своего бюджета и покупает автора, который в состоянии. Или просто чем-то нравится конкретным министерским чиновникам. Причем ни способа проверить качество этой программы, ни прейскуранта, по которому можно было определить истинную цену такой работы, тоже не существует. Тут даже «завышение стоимости работ» не впаяешь, потому что никто не знает», сколько такая работа должна стоить по «норме». Просто нет никакой нормы.

В начале 2000-х годов в России было затеяли очередную глобальную административную реформу. Запретили министрам иметь больше двух заместителей, но, главное, захотели перевести министерства на новые правила финансирования — под конкретные цели.

Каждое ведомство было обязано составить программу на следующий год с четким обозначением задач и сроков исполнения. Потом защитить эту программу перед специальной правительственной комиссией. И уже потом получать целевое финансирование.

Реформа благополучно провалилась. Государство не захотело управлять так, чтобы ведомства обосновывали каждую копейку, которую запрашивают из бюджета, да еще и можно было проверить, исполнили ли они то, что обещали. В результате министерства прекрасно продолжают работать по принципу «дайте нам денег, сколько мы просим, и не спрашивайте, куда мы их потратим».

Но если у нас частные или даже государственные бюджетные конторы пишут за министерства документы или выполняют за них набор услуг населению, может быть лучше просто упразднить такие министерства? Ну, раз они всё равно не хотят (или не могут) исполнять свои обязанности.

Создать маленький такой, компактный аппарат правительства, который будет заказывать за те же государственные деньги каким-нибудь сторонним конторам ролевые игры: «Ты будешь министерством энергетики, а ты — министерством промышленности и торговли, ну, а ты — Роспатентом».

С другой стороны, если министерства с их аппаратами не справляются с написанием всех документов, может, слишком много пишут? Может, доклады – это главные результаты их работы? А если министерства так «осваивают» выделенные деньги за пределами фонда оплаты труда, то, возможно, стоит на эти самые деньги пустить на премии тем, кто действительно пишет и, что немаловажно, добивается результата.

Конечно, в современном мире модно использовать аутсорсинг — так поступают и крупные корпорации, и банки. Но то коммерческие структуры, целью деятельности которых является получение прибыли. Министерства существуют не для того, чтобы зарабатывать деньги. Их задача — оказывать обязательные государственные услуги населению и вырабатывать правила игры для тех, кто эти деньги действительно должен зарабатывать. Для субъектов экономики.

Перекладывать свою работу на других (даже если мы предположим, что в этом нет никакого прямого криминала, что никто из чиновников не «пилит» деньги, идущие на госзакупку очередной программы и не завышают ни на копейку стоимость работ) — для государственного органа как-то несолидно.

Впрочем, та же Счетная палата не так давно сообщала, что у нас каждый год не целевым образом в масштабах России используют более 1 триллиона рублей бюджетных денег. На этом фоне 8 миллиардов, потраченных министерствами за два с половиной года на исполнение их обязанностей сторонними конторами, — капля даже не в море, а в океане.

Только вот работающее с такой степенью эффективности государство вряд ли может рассчитывать на то, что ему будет сильно доверять общество. Возможно, поэтому в России государство на обывательском уровне воспринимается либо как угроза, либо как не слишком надежный партнер, с которым лучше не сталкиваться. А уж если пришлось — лучше как-нибудь его «объегорить», пока оно само нас не обмануло.

В России модно говорить о повышении эффективности госуправления как одном из важнейших ресурсов, которые позволят нам, наконец, догнать в чемпионате мира по развитию ведущие экономические державы. Так вот, покупать за казенные деньги то, что должны делать сами министерства и ведомства — это точно не оно.

Не эффективное госуправление.

В школе ученик иногда просит у товарища — «дай списать». Наши ведомства действуют по принципу «продай писать!». Только «гуляют» они в рабочее время не на свои деньги, а на наши. На деньги российских налогоплательщиков. И пока им никто не запрещает.

Источники: https://www.gazeta.ru/comments/2018/01/29_e_11629459.shtml?updated, http://www.interfax.ru/russia/597563