Мобилизация на грани фиаско: что ждет Россию, если война начнется сейчас?

«Версия» оценивает готовность России к возможному началу военного противостояния не в самом позитивном ключе. Как отмечает издание, сейчас в этой сфере имеется множество проблем, начиная от нехватки военной амуниции и заканчивая проблемами с перестройкой предприятий на обеспечение нужд военного времени. Не хватает самого элементарного – обуви для солдат. Нынешние запасы позволят обеспечить зимней обувью примерно полмиллиона военнослужащих при том, что мобилизация предполагает цифру в несколько миллионов. С одеждой и прочим ситуация не лучше, с провизией – тоже. Если раньше армию предполагалось кормить консервами из каши с мясом, то теперь этот удобный во всех отношениях провиант заменили на крупы. Как их варить в условиях форс-мажора – непонятно, и есть риск, что с такими запасами армия останется голодной.

Все для фронта, все для победы

«Версия» задается интересным вопросом: сможет ли государство использовать для военных нужд имущество, принадлежащее состоятельным гражданам? В годы Великой Отечественной войны подобное практиковалось, а автомобили и вовсе подлежали обязательной регистрации в военкомате, чтобы местное военное руководство знало, чей транспорт можно использовать в случае необходимости. Значит ли это, что аналогичная судьба ждет недешевые и не всегда практичные иномарки нынешних крупных бизнесменов и их родственников? Как отмечает «Версия», то же самое касается катеров, яхт и личных самолетов.

Нет четкого плана

«Версия» указывает на проблемы, которые неизбежно возникнут, если понадобится эвакуировать мирное население. Никакого конкретного алгоритма действий здесь не предусмотрено, а все нормы, которые начнут действовать в этом случае, были утверждены еще во времена СССР и, вероятно, изрядно устарели. На вокзалах начнется хаос и неразбериха, а эвакуация, вместо четких и отлаженных действий, выльется в транспортный коллапс.

Население Москвы надлежит эвакуировать в 11 регионов, причем предполагается, что москвичей переселят в квартиры местных жителей – те, что принадлежат государству. Учитывая, каков процент приватизированного жилья, а также принимая во внимание тот факт, что большинство собственников не захотят делить свою жилплощадь с эвакуированными, размещать жителей Москвы будет попросту негде. Дела с бомбоубежищами обстоят совсем плачевно. По разным данным, на сегодняшний день функционировать смогут примерно 2-5% бомбоубежищ по всей стране. Наиболее благоприятной является ситуация в Москве, но не факт, что убежищ хватит для всего населения постоянно увеличивающегося мегаполиса. Что касается переноса столицы, этот вопрос также не отработан, да и о каком переносе может идти речь, если из-за отсутствия достаточного числа бомбоубежищ элементарно не получится обеспечить безопасность властей при авиаударах?

Снова – деньги?

Как напоминает «Версия», мероприятия по подготовке экономики к мобилизации начались примерно год назад. Это период, вполне достаточный для того, чтобы все соответствующие ведомства успели принять нужные меры и подогнать ситуацию под современные условия. Однако, времени для переориентации оказалось мало и не исключено, что в позиции тех, кто считает мобилизацию одним из методов «освоения» средств государственного бюджета, есть зерно истины.

Издание обращает внимание на еще один важный момент. В годы СССР практически вся промышленность была построена таким образом, чтобы в течение короткого промежутка времени переформатировать производство, подстроив его под военные нужды. Тогда, в период национальной собственности на предприятия и плановой экономики, использовались свои рычаги воздействия – в тех условиях они были эффективны. Удастся ли создать подобную систему сейчас, непонятно. Для этого нужно не только убедить владельцев заводов перестроить производство с мирного на военное в случае войны, но и взять на себя расходы, связанные с этим процессом. Это однозначно приведет к противоречиям и, как следствие, к предложению национализировать стратегически важные отрасли экономики. Как знать, может быть, эта мера будет не лишней.