Заключенные будут проводить каникулы вместе с детьми

Для этой же категории граждан может быть введена возможность отсрочки его отбывания еще до вынесения приговора. Такие предложения содержатся в пакете правительственных законопроектов, которые сегодня рассмотрят профильные комитеты Госдумы.

Гуманизация уголовного законодательства

Изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, предложенные правительством РФ в октябре 2016 года, будут обсуждаться на заседаниях думского комитета по государственному строительству и законодательству, а в Уголовно-исполнительный кодекс — на комитете по безопасности и противодействию коррупции.

Поправки касаются осужденных женщин, у которых есть ребенок младше 14 лет или ребенок-инвалид, а также осужденных мужчин, которые являются единственными родителями в семье. Изменения не распространяются на осужденных за преступления террористической направленности, а также за особо тяжкие и совершенные в отношении несовершеннолетних.

Правительство предлагает предоставить этим категориям заключенных ежегодное право на четыре краткосрочных визита домой (на срок до 15 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно) для свидания с детьми, а в праздничные и выходные дни — на прогулку с ребенком (продолжительностью четыре часа) за пределами исправительного учреждения.

Кроме того, тем, кто не нарушает режим содержания, могут дать возможность последние полгода заключения работать и жить за пределами колонии совместно с семьей или детьми, но под надзором администрации. Это позволит им успешно пройти адаптацию к жизни вне колонии, отмечается в пояснительной записке к законопроектам.

Решение о предоставлении таких льгот принимает начальник колонии. Любой проступок — нарушение режима или взыскание — дает ему возможность отменить послабления.

Кроме того, меняются условия перемещения беременных женщин-заключенных. Перевозить их предлагается только при разрешении врача и в сопровождении медицинского работника.

Ранее комитет по вопросам семьи, женщин и детей (является соисполнителем) уже одобрил поправки и рекомендовал принять их в первом чтении.

Правозащитники инициативу поддерживают

Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова заявила «Известиям», что выступает за такую гуманизацию.

— Для уголовно-исправительной системы это даже выгодно, потому что возможность воссоединяться с семьей снижает уровень агрессивности заключенного, предотвращает те особые конфликты, которые порождаются длительной изоляцией от близких людей. Предложенные меры будут стимулом для осужденных вести себя в соответствии с правилами внутреннего распорядка и режима содержания под стражей, — заявила она.

При этом омбудсмен отметила, что нужно очень дифференцированно подходить к наказанию и послаблениям: если преступление тяжкое и жестокое, то и наказание должно быть максимально жестким, но если человек попал в тюрьму из-за неблагоприятного стечения обстоятельств, то надо дать ему шанс вернуться к нормальной жизни.

Поправки могут привести к злоупотреблениям со стороны надзирателей и оказанию давления на заключенных, опасается председатель общественной правозащитной благотворительной организации комитет «За гражданские права» Андрей Бабушкин.

— Это очень актуальная проблема, на сегодняшний день существует ряд поощрений для заключенных, но они почти не применяются. Необходимо разработать четкие критерии, на основании которых родителей будут отпускать на свидания к детям, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны руководства колонии и надзорных органов, — сказал он.

Отсрочка наказания

Еще один законопроект вносит изменения в порядок предоставления отсрочек отбывания наказания для тех же категорий осужденных.

По словам замглавы думского комитета по госстроительству и законодательству Александра Грибова («Единая Россия»), законопроект возлагает на суд обязанность рассмотреть возможность отсрочки при вынесении приговора.

— Сейчас осужденный должен для этого подавать ходатайство после вынесения приговора — суд его рассматривает в отдельном заседании. Предлагается, чтобы суд изначально перед вынесением приговора выяснял вопрос о возможности предоставления отсрочки и включал этот вопрос в содержание приговора, — говорит он.

По его мнению, основная задача проекта состоит в том, чтобы женщины и одинокие мужчины, не представляющие большой опасности для общества, не совершившие преступлений против жизни и других тяжких преступлений и имеющие детей, сохранили право на воспитание ребенка и пребывания с ним.

— У многих имеются семейные обязанности, исполнение которых иногда имеет большую ценность для общества, чем изоляция преступника. Передача детей в детские дома, под опеку государственных органов — не всегда благо для ребенка по сравнению с сохранением семьи, пусть даже с родителем, который оступился в жизни, но от этого не перестал быть родителем и не представляет опасности для общества и самого ребенка, — убежден он.

Партнер юридической фирмы ЮСТ Александр Боломатов считает концептуально верным наделение суда правом рассматривать вопрос о предоставлении отсрочки исполнения наказания без ходатайства сторон. Он отмечает, что суд, рассматривая дело, должен принимать во внимание все обстоятельства, которые касаются подсудимого, например факт беременности, причем даже и без ходатайства стороны.

Источник: http://izvestia.ru/news/650180