НИИ имени Гельмгольца угробило собственную репутацию

В Московским НИИ глазных заболеваний имени Гельмгольца в сентябре произошла трагедия — ослепли 11 пациентов. Основных причин две: инъекция препарата «Авастин», не предназначенного для использования в офтальмологии, либо врачебная халатность. Точные причины инцидента обещает установить Следственный комитет РФ, а пока клиника и ее директор Владимир Нероев судорожно пытаются замять скандал.

26 сентября группе из 11 пациентов клиники Гельмгольца были сделаны инъекции препарата «Авастин», который в российской офтальмологии используется для лечения особо запущенных случаев отслоения сетчатки глаза. 28 сентября им стало хуже, они пожаловались на сильные боли. В результате выяснилось, что люди полностью потеряли зрения в тех глазах, куда им делались инъекции «Авастина»!

После инцидента следователи СК РФ возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), о своих проверках НИИ имени Гельмгольца также заявили Росздравнадзор и Минздрав РФ. И сразу же всплыла одна неприятная для руководства НИИ деталь: оказалось, что препарат «Авастин» нельзя использовать в офтальмологии.

Мой милый «Авастин»…

Во всяком случае, так заявила комания-производитель (швейцарская Hoffmann-La Roche) этого препарата!

Ее представители прямо возложили ответственность на НИИ имени Гельмгольца:

«Препарат «Авастин» производит группа компаний Roche. В РФ упаковкой препарата занимается АО «Ортат» (расположено в Костромской области), которое входит в холдинг «Р-Фарм». Гендиректор «Р-Фарм» Василий Игнатьев сообщил «Ъ», что «показаний для применения в офтальмологической практике «Авастина» нет»: «Более того, в инструкции написано, что введение его в глазное яблоко опасно, противопоказано и связано с риском возникновения инфекции. Насколько я знаю, основано это на том, что подобные случаи (потери зрения после его введения.— «Ъ») имели место в Канаде в 2007-2009 годах». Господин Игнатьев также заявил, что прямых поставок препарата «Авастин» в институт им. Гельмгольца компания не осуществляла. «Все серии, которые мы выпускаем, проходят сертификационный контроль качества в независимой государственной лаборатории,— разъяснил он.— При этом мы соблюдаем общее правило любого фармпроизводителя: на заводе хранятся образцы каждой выпущенной серии. Минздрав или следственные органы могут получить и перепроверить эти образцы». Он выдвинул предположение, что причиной возникшей ситуации могло быть «рискованное применение препарата вопреки инструкции, что привело к развитию описанного в ней осложнения«.

Как рассказали «КоммерсантЪ» офтальмологи, «Авастин» — это противоопухолевый препарат, блокирующий рост сосудов в клетках опухоли и подавляющий развитие новообразований. Проще говоря, это противораковое средство.

Однако, его использование в офтальмологии оказалось неудачным, были случаи полной или частичной потери зрения людьми (например, в Канаде, а в 2011 году в США). Поэтому сейчас этот препарат для лечения глазных заболеваний официально разрешен лишь в нескольких слаборазвитых странах. А для офтальмологов был разработан специально препата «Луцентис».

Но у него есть один недостаток. Он дорогой. Одна инъекция стоит до 45 тысяч рублей, тогда как «Авастин» обходится в 10-15 тысяч рублей. Несмотря на это производители препарата неоднократно пытались прекратить его использование глазными медиками в РФ, упирая на то, что он небезопасен для пациентов.

— Лет пять назад мы обращались в Росздравнадзор, требуя обратить внимание не только на использование этого препарата, но и еще шести других. И получили ответ: множество препаратов вращается на рынке за пределами инструкций, это нормально,— рассказал «Ъ» президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский.

Самое смешное, что Roche официально несколько раз обращалась в Росздравнадзор и ряд других ведомств РФ с попытками донести до российских чиновников степень опасности применения «Авастина» в офтальмологии (по ссылке — копия такого письма от 2011 года!). Результат? Нулевой. Российским чиновникам плевать, что их сограждан эскулапы потчуют препаратом, от которого слепнут люди! Свою лепту внесла и антимонопольная служба РФ, которая отказалась внимать доводам швейцарской компании.

И только 6 октября 2016 года Росздравнадзор заявил об изъятии партии «Авастина» и приостановке его применения. Тем не менее, попытки «обелить» опасный для офтальмологии препарат в РФ предпринимаются, в прессе иногда появляются явно заказные материалы о том, насколько он хороший и полезный.

Нечистые руки и грязная совесть

В октябре НИИ имени Гельмгольца предприняло усилия по погашению скандала. Помимо заказных статей в прессе, клиника стала вещать о том, что пострадавшим пациентам якобы стало «лучше» и мол, к ним даже вернется зрения. Это вызвало здоровый скепсис у опытных офтальмологов в России.

Так, по мнению главы МНТК «Микрохирургия глаза» Ирины Федоровой (дочери известного врача-офтальмолога Святослава Федорова), шансы на возврат зрения пациентам ничтожные.

— Необходимо провести тщательное обследование, но в ситуации, когда инфекционное воспаление в глазу начало прогрессировать, вернуть зрения практически невозможно, — сообщила она. Еще более категорично высказались ее коллеги по цеху на условиях полной анонимности.

— У пациентов нет никаких шансов, что зрение восстановится, речь может идти лишь о том, что исчезает боль, успокаивается глаз, — оппонирует известный российский офтальмолог, согласившийся дать комментарий «КоммерсантЪ» на условиях анонимности. — Внутри глаза в таких случаях образуется гнойник, при операции гной выводят, но его образование расплавляет сетчатку.

Он подчеркнул, что если воспаление и можно купировать, то восстановление структуры глаза, особенно сетчатки, исключено.

— Судя по описанию симптоматики в СМИ, утром укол сделали, а после обеда больные почувствовали ухудшение состояния со снижением зрения,— объясняет другой эксперт-офтальмолог.— То есть катастрофа уже произошла, токсинов от микробов было много, сетчатка поражена. Минимальная колония микробов развивается за сутки-двое, сетчатка поражается за сутки.

Он предполагает, что и улучшение состояния пациентов временное: «Нарушается циркуляция внутриглазной жидкости, со временем глаз потихонечку начинает сморщиваться. В отдаленном периоде большинство из этих глаз будет удалено».

Если прогнозы экспертов реалистичны, то ситуация, в которой оказался НИИ имени Гельмгольца выглядит весьма скверной. Причем свалить все только на препарат явно не получится, тем более, что отзывы об его использовании в офтальмологии могут быть и положительными. Более очевидной версией медики считают нарушение норм безопасности и попадание инфекции в колбочки с инъекциями при разведении препарата. Подобные случаи уже были в США в 2011 году.

— По-видимому, данные случаи являются следствием контаминации раствора (попадание инфекции) при разведении препарата Авастин(R), — сообщали данные в Roche. — У большинства пациентов в результате инфекции развилась полная или почти полная слепота в пораженном глазу.

Если эта версия найдет подтверждения, то медики клиники Владимира Нероева могут быть обвинены в прямой халатности. И для ее репутации это гораздо страшнее, чем применение спорного, мягко говоря, препарата. Пойдут ли пациенты к доктору Нероеву и его подопечным, имея перед глазами устрашающую картину людей, ставших благодаря безалаберности медиков, слепыми?