Пиар-банкиры

На прошлой неделе одной из самых топовых экономических новостей стало сенсационное сообщение о том, что российское Агентство по страхованию вкладов (АСВ) сумело за долги взыскать с бывшего сенатора Сергея Пугачёва его замок в Ницце. Сюжет со ссылкой на руководство АСВ показал государственный телеканал, заметки на эту тему опубликовали ведущие деловые издания России. Но как сегодня выясняется, настоящая сенсация заключается в том, что государственные чиновники высокого ранга в эфире федерального телеканала попросту солгали – никакого замка у Сергея Пугачёва Агентство по страхованию вкладов не забирало. Подробности в материале специального корреспондента.

Речь идёт о давней истории с банкротством Межпромбанка. Напомню суть событий. В 2010 году по решению Центробанка у Межпромбанка была отозвана лицензия. В соответствии с законом реструктуризацию долгов и ликвидацию кредитной организации осуществляет Агентство по страхованию вкладов. На момент назначения конкурсного управляющего АСВ заявило об имеющейся задолженности банка перед кредиторами на сумму около 90 млрд. рублей. Это очень важный момент, особенно для этой истории, так как АСВ является государственной корпорацией и соответственно должно приносить прибыль. В том числе прибыль данной корпорации формируется и за счёт отчислений от суммы возвращённых долгов кредитных организаций, которые агентство ликвидирует.

Мы ещё подробно разберём этот момент в разрезе истории с Межпромбанком, а пока вернёмся к канве последних событий. Итак, согласно версии чиновников, в 2011 году АСВ обнаруживает, что офшорная фирма Snc Villacota 3 взяла кредит в Межпромбанке. Срок возвращения кредита – 2015 год (этот момент тоже, кстати, опускается в сообщении АСВ). В залог данная фирма предоставила некоторые земельные владения во Франции.

И вот теперь внимание. Государственная корпорация, устами не кого- нибудь, а первого заместителя генерального директора Валерия Мирошникова заявляет, что АСВ подало всуд во Франции и наложило арест на личную недвижимость бывшего сенатора Сергея Пугачёва в этой стране. В частности, на довольно известный исторический объект – замок Шато де Гаро. Объяснения чиновников звучат следующим образом – в процессе реструктуризации Межпромбанка сотрудники АСВ обнаружили, что данный исторический объект оформлен на указанную выше офшорную фирму Snc Villacota 3. Российские чиновники обратились в соответствующую судебную инстанцию с иском и выиграли его, наложив арест на личное имущество Сергея Пугачёва за рубежом. И, в частности, теперь замок Шато де Гаро может пойти с молотка по номиналу 122 млн рублей.

Я ещё раз подчеркну: эту информацию озвучивает в эфире одного из веду- щих телеканалов чиновник высокого ранга – первый заместитель генерального директора АСВ Валерий Мирошников. А теперь самое главное – в моём распоряжении находятся документы, в частности кредитный договор данной фирмы с Межпромбанком, из которого чётко следует, что это вообще беззалоговый кредит. То есть речь ни о каком отчуждении никакого имущества не шла. Далее, из данного договора не следует, что указанной фирме принадлежит имущество Сергея Пугачёва. И наконец, насколько понятно из данного документа, никаких других кредитов эта фирма в Межпромбанке не получала. По моему мнению, отсюда вытекают три вывода:

первый – замок Шато де Гаро не был оформлен на фирму Snc Villacota 3;

второй – вероятно, российское АСВ не обращалось во французский суд с иском о наложении ареста на замок Шато де Гаро;

и третий – фирма Snc Villacota 3 не имеет отношения к Сергею Пугачёву. По крайне мере это следует из тех доку- ментов, которые находятся в моём распоряжении. Согласно им указанная компания получала кредит без обеспечения с целью строительства нежи- лого помещения на принадлежащем ей участке недалеко от Ниццы между оживлённой трассой и карьером площадью около 20 соток. Первоначально соглашение предполагало погашение в 2009 году и впоследствии было пролонгировано. Проект не был реализован из-за финансовых трудностей компании в связи с кризисом.

АСВ обратилось в местный суд с просьбой о получении обеспечительных мер (то есть запрета на отчуждение участка на ограниченный срок) на данный участок, а не на замок Шато де Гаро. И даже по этому иску судебные перспективы весьма туманны, так как между Россией и Францией отсутствует соглашение о юридической взаимопомощи, а указанный выше кредитный договор подписан по российскому праву. Иными словами, если пока что-то АСВ и получило, то только пиар на российском телевидении.

Более того, в телевизионном сюжете под видом замка Шато де Гаро было показано совершенно другое строение. Честно говоря, даже не знаю какое, так как в договоре между указанной фирмой и Межпромбанком вообще какое- либо строение отсутствует. Но подчеркну – это однозначно не замок Шато де Гаро. А если это так, то тогда на первый план выходит вопрос: зачем чиновники и руководители государственной корпорации публично озвучили довольно-таки грубую ложь?

А вот теперь самое пикантное. В газете «Коммерсантъ» опубликована офици- альная информация о том, что 24 июня Агентство по страхованию вкладов проводит аукцион по продаже долгов Межпромбанка. В частности, на торги выставляется кредит фирмы Snc Villa- cota 3 по номиналу 122 млн рублей. То есть, как я предполагаю, вся шумиха в прессе могла иметь лишь одно реальное последствие – снижение стоимости продаваемого долга Snc Villacota 3. Если это обрушение стоимости лота и было целью информационной утки, то, насколько я понимаю, здесь речь идёт уже об уголовном преступлении, как минимум о мошенничестве.

Я позвонил в пресс-службу Агентства по страхованию вкладов и попросил озвучить чиновников их позицию по этому вопросу. Я понял только, что мой вопрос вызвал если не лёгкую панику, то как минимум неприкрытое замешательство. То бишь сотрудники данного ведомства, видимо, даже не ожидали, что российским журналистам может прийти в голову проверить официальное сообщение государственного ведомства. Тем не менее я оставил свой номер телефона и попросил хоть что-нибудь мне ответить в связи с ука- занными обстоятельствами, которые заключаются в существовании документов, которые опровергают версию Агентства по страхованию вкладов. Намомент подписания этого материала в печать я так и не получил официальной реакции и не имею возможности привести её здесь. Поэтому мне придётся привести ниже собственное мнение, почему государственные чиновники ведут себя подобным образом. Заранее прошу прощения, если оно покажется кому-то субъективным.

Полный позор

Прежде чем озвучить мой личный взгляд на данный вопрос, я хочу при- вести несколько фактов, на кото- рых будет основываться это видение. В частности, очень важно понимать, что Агентство по страхованию вкла- дов – это именно корпорация, пусть и государственная. То есть государство вложило в неё определённые ресурсы (в частности, это немалые деньги и такие же немалые полномочия в соот- ветствующей сфере – на конец 2010 года более 300 млрд рублей). Факти- чески наша страна создала монополию в определённом секторе финансовых услуг рынка кредитных учреждений. А поскольку конкурентов на данном рынке у АСВ в России нет, этот моно- полист просто по определению обязан приносить прибыль, причём неплохую.

Источников поступления прибыли в государственную казну у Агентства по страхованию вкладов ровно три – это прибыль, полученная от страховых взносов банков, прибыль, полученная в результате возвращения долгов банков, ликвидацией и санированием которых агентство занимается (в том числе и от управления возвращёнными или приобретёнными активами этих банков). И третий пункт, который выглядит совсем уж второстепенным, – это прибыль от размещения так называемых временно свободных средств имущественного взноса государства в Агентство по страхованию вкладов. Проще говоря, это денежный остаток, который поступил из государственной казны и который АСВ разместило на банковских счетах или в государственных же облигациях. Однако, если смотреть официальные отчёты агентства, главную прибыль оно получает именно от этих депозитов – почти 80%! То бишь получается, что агентство тупо берёт деньги у государства, часть куда-то тратит, часть просто размещает на банковских счетах, а потом бодро отчитывается о хороших результатах работы. Знаете, я тоже так умею – для этого банкротить банки не надо. В данном случае я опираюсь на материалы официальной проверки Счётной палаты 2011 года, которую это ведомство проводило в АСВ по итогам посткризисных 2009–2010 годов. И согласно этому отчёту, если сравнивать официальные цели агентства и результаты работы в эти непростые годы, они выглядят просто катастрофическими!

Дело в том, что данное ведомство – это некое министерство по чрезвычайным ситуациям (или попросту спасатели) для банковской системы страны. Чтобы не слишком искушённый читатель понимал, главная цель для этого ведомства – оздоровление и сохранение банковской системы страны. Я ещё раз подчеркну слово «сохранение». На профессиональном языке финансистов это называется санацией кредитного учреждения. На эти цели государство выделило агент- ству, как я уже говорил, просто чудо- вищные по объёму средства – сотни миллиардов рублей. Говоря образно, АСВ – это как доктор для финансовой системы: если оно видит больной банк, оно его начинает лечить, чтобы как минимум сохранить ему жизнь.

Так вот согласно отчёту Счётной палаты наш российский доктор предпочитает лечить больного отрезанием голов. За время существования АСВ ликвидировано более 300 банков, а – внимание! – полностью санировано (оздоровлено) всего 2. Хочу оговориться, что в данный момент я максимально упрощаю суть вопроса, чтобы рядовому чита- телю была понятна общая канва – АСВ тратило средства на предупреждение банкротства и других учреждений, нольвиная доля государственных средств и сил была потрачена на оздоровление именно этих двух банков. То есть мы потеряли 300 пациентов, а спасли всего двух! Мягко говоря, очень своеобраз- ный доктор. Понятно, что в банковском сообществе такая своеобразная деятельность государственной корпо- рации, мягко говоря, вызывает массу вопросов, тем более что деньги на её содержание отчисляются в том числе и за счёт банков.

Более того, с моей точки зрения, даже санация этих двух банков вызывает очень много вопросов – почему АСВ выбрало для санирования эти банки, деятельность которых была изначально крайне неэффективной и чрезмерно рискованной? Эти банки принадлежат очень известным олигархам, которые и без того являются небедными людьми и имели возможности для спасения своих банков собственными силами. Тем не менее агентство потратило на них почти 90% выделенных государством денег для спасения всей банков- ской системы в период кризиса. А это, на минуточку, почти полторы сотни миллиардов рублей. Я не знаю почему, но этот очевидный факт, который чётко обозначен в отчёте Счётной палаты, оставлен без соответствующей оценки Генеральной прокуратурой. Так как, с моей сугубо личной точки зрения, это свидетельствует просто о чудовищной коррупции в этом ведомстве. Однако оставим пока этот вопрос и вновь вернёмся к нашей теме, и в частности мы подошли здесь непосредственно к Межпромбанку.

Давайте вновь обратимся к первоначальному тезису – извлечение прибыли АСВ за счёт ликвидации кредит- ных учреждений и возвращения долгов этих банков. Раз ликвидировано более 300 банков, а оздоровлено всего два, то, вероятно, прибыль агентства должна формироваться, прежде всего за счёт именно отчислений за возвращённые долги. Но согласно отчёту Счётной палаты, прибыль от этой деятельности в 2009–2010 годах АСВ составляла какие-то жалкие проценты – менее десяти в общей структуре доходов. Можно считать, что агентство, мягко говоря, не справляется со своей работой. И более того, может нанести угрозу банковской системе страны, имея такой баланс ликвидированных и санированных банков.

А вот как этот факт выглядит на примере Межпромбанка. Агентство заявило о существовании 90-миллиардного долга у этого банка прежде всего перед государством. Однако основные активы, которым владел этот банк, – Объединённая судостроительная компания и Енисейская промышленная корпорация, которые могли с лихвой покрыть этот долг. Но, как утверждают в самом Агентстве по страхованию вкладов, эти активы были каким-то образом выведены из Межпромбанка и реализованы не в пользу кредиторов.Судостроительный актив стоимостью в три с половиной миллиарда долларов был напрямую выведен в пользу ЦБ. АСВ даже не попыталось отсудить эту явно неправомочную сделку в пользу кредиторов, хотя именно это является его прямой обязанностью – возвращение долгов кредиторам ликвидируемой кредитной организации.

Можно считать, что АСВ как минимум не выполнило свою работу, допустив такую утечку. Более того, насколько мне известно из неофициальных источников, из заявленного долга Межпромбанка возвращено кредиторам какие-то 2–3 процента! И это почти за три года работы! При этом только расходы на аппарат самого АСВ составили за это время чудовищную цифру – более 7 млрд рублей! Представляете, насколько неэффективно это ведомство!

Мало того, что в профессиональном банковском сообществе нарастает, с моей точки зрения, уже критическая масса недовольства деятельностью АСВ, так ещё в последнее время ведомство начали сотрясать коррупционные скандалы. Ряд сотрудников госкорпорации, в том числе некоторые конкурсные управляющие, попались на вымогательстве взяток – за возвращение арестованных агентством активов. Появились сообщения об участии некоторых сотрудников АСВ в преступных сообществах, связанных с вывозом значительных художественных ценностей за границу. На фоне просто чудовищных показателей работы эти скандалы мгновенно породили разговоры о скорой отставке главы АСВ, особенно если иметь в виду общую антикоррупционную кампанию в стране.

И тут так вовремя появляется сообщение об аресте целого исторического замка во Франции. Иными словами, ведомство хотело показать, что оно сверхэффективно – целый замок умудрились арестовать во Франции. Плюс ко всему это ещё может служить хорошим пугалом для всех остальных недовольных деятельностью АСВ банкиров – как известно, у богатых россиян совсем немало недвижимости за границей и, в частности, во Франции. Иными словами, намёк всем понятен: будете возражать – и у вас что-нибудь отберём. Всё это, конечно, очень интересно, за исключением одного «но» – по документам следует, что Агентство по страхованию вкладов ничего во Франции у Сергея Пугачёва не отчуждало.

Тем не менее, с моей точки зрения, я считаю, что независимо от того, насколько плох или хорош Сергей Пугачёв в глазах государственных чиновников, использовать такие методы – это убийственный ущерб для репутации данного государственного ведомства. Я считаю, что подобные фокусы с общественным мнением просто недопустимы, особенно в нашей стране, где уровень народного доверия к центральной власти падает.

P.S. Автор материала является лауреатом премии Международной конфедерации журналистских союзов «За мужество и профессионализм», премии имени Дмитрия Холодова «За лучший репортаж из горячей точки», премии имени Артёма Боровика в области журналистских расследований «Честь. Мужество. Профессионализм» и других премий.