Григорий Нагинский, «Титан-2» и риск нового Чернобыля в Финляндии

В атомной энергетике основной акцент должен уделяться безопасности. Слишком высока цена ошибки. Все помнят инцидент на Чернобыльской АЭС, произошедший в далеком 1986 году. Действительно, ведь по прошествии 30 лет, территории, пострадавшие от самой масштабной техногенной аварии ХХ века, непригодны для жизни и по сей день. Страшно вообразить, какие последствия может за собой повлечь подобная авария на территории густонаселенной Европы.

Казалось бы, за это время безопасность в атомной отрасли продвинулась далеко вперед и повторить Чернобыльский инцидент в наше время практически невозможно. Даже намеренно допустить взрыв энергоблоков на современных АЭС не получится — автоматика мгновенно остановит цепную реакцию, а если отключить и эту автоматику, ее продублирует запасная. Но это не означает, что риск аварий ликвидирован полностью.

Это доказывает инцидент, произошедший 18 декабря прошлого года на Ленинградской АЭС, когда на втором энергоблоке треснула труба с отработанным радиоактивным водяным паром, который используется для отвода тепла из реактора, непосредственно контактирует с радиоизотопами, накапливая излучение, и должен находиться в замкнутом цикле. Облако этого пара вылетело за пределы атомной станции, и было унесено ветром в сторону Финской границы.

И, кто бы вы думали, отвечал за строительство ЛАЭС, в частности, прокладку труб? Компания «Титан-2», возглавляемая Григорием Нагинским! Бывший сотрудник одного из дочерних предприятий «Второго Титана» рассказал о пугающем количестве нарушений, допускаемых этой компанией. Например, работы по укладке и сварке швов труб первого охлаждающего контура выполнялись совершенно некомпетентными сотрудниками. Если верить этому заявлению, становится понятно, каким образом могла треснуть труба на Ленинградской АЭС, если сама эта станция не выработала и половины своего конструктивного ресурса.

Еще более шокирующие подробности о деятельности Григория Нагинского и его компании удалось добыть журналистам Финской ТРК «Yle». Выяснилось, что «Титан-2» заключает огромное количество сомнительных сделок, имеет много проблем с оплатой счетов. А сам Нагинский оказывался замешан и в крупном коррупционном скандале в российском Министерстве Обороны, и настолько «хорошо» руководил возглавляемым им в 2011-2013 годах Федеральным агентством специального строительства «Спецстрой России», что за два года под его управлением, это предприятие осталось фактически «у разбитого корыта», неэффективно использовав многомиллиардные суммы бюджетных средств.

Тем не менее, и по сей день «Титан-2» занят строительством Ленинградской АЭС-2 в городе Сосновый Бор Ленинградской области, и АЭС «Ханикиви-1» в финском городе Пюхяйоки по заказу компании «Fennovima OY». Руководство этой компании-заказчика, в ответ на закономерное беспокойство финских граждан, связанное с описанными выше публикациями, заверяет, что они держат под тщательным контролем всю деятельность нанятых ими «Титанов».

Однако, вызывает недоумение, как с такой биографией Нагинского вообще подпускают к таким масштабным проектам? Казалось бы, после таких крупных скандалов, его вообще не должны были допускать до руководящих должностей, и уж тем более доверять такие крупные международные заказы. Однако, политическая карьера за спиной и связи, нажитые за это время, явно помогают бизнесмену оставаться «у руля».

Вспомним, что до 2010 года он находился в должности сенатора Совета Федерации от Ленинградской Области, затем с 12 января 2010 года поступил на службу в Министерство Обороны, где «засветился» в скандале, связанном с коррупцией в ОАО «Славянка». Но на скамье подсудимых оказался не он, а бывшая начальница департамента имущественных отношений Евгения Васильева. Нагинский выступал в том процессе лишь в качестве свидетеля.

Однако, по словам бывшего начальника Производственно-ремонтного предприятия Министерства Обороны Сергея Галинича, Григорий Нагинский принимал непосредственное участие в распродаже государственного имущества. И, если копнуть глубже, за многими фактами в том уголовном процессе стоял именно Нагинский, а не Васильева.

Далее, с 2011 по 2013 год, как уже было сказано выше, Нагинский возглавлял «Спецстрой России», и, фактически сбежал оттуда, уволившись «по собственному желанию» после того, как Счетная Палата выявила множество многомиллиардных убыточных вложений. В частности, и по сей день «Роскосмос» в судебном порядке желает взыскать 1,07 млрд рублей с «Дальспецстроя» — дочернего предприятия «Спецстроя» — за нецелевое использование выделенных в 2012-2013 годах бюджетных средств. И опять же, отвечать за это приходится не Нагинскому, а бывшему начальнику этого дочернего предприятия Юрию Хризману.

Разумеется, удачливостью это никак не объяснить. По некоторым данным, «выходить сухим из воды» Григорию Нагинскому помогает глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Что примечательно, глава «Роскосмоса» Игорь Комаров также пришел на свою должность не без помощи Чемезова. Этим можно объяснить и то, что «Роскосмос» в своих разбирательствах с «Дальспецстроем» упорно игнорирует тот факт, что основной причиной этих финансовых тяжб является наследие руководства Нагинского.

Затем, с 2014 года, Григорий Нагинский, успешно «отмывшись», вернулся в совет директоров своей компании «Титан-2», которую он возглавил еще в 1995 году, но на время политической карьеры отдал под управление своей дочери – Елене Нагинской, которая формально до сих пор считается генеральным директором.

По мнению эксперта, пожелавшего остаться анонимным, в «Росатоме» прекрасно знают обо всех этих фактах в биографии руководителя «Титана-2», но он оказывается «чрезвычайно удобным партнером для многих». Именно поэтому, вместо действительно высококлассных специалистов, которых в «Росатоме» немало, так сильно запачкавшийся в таком количестве скандалов Нагинский, столь успешно выкручивается и получает такие приоритетные заказы, вплоть до строительства АЭС в Финляндии.