Эксперт связал экологов оппозицию в единую сеть

Его мнение публикует агентство Росбалт.

Как заявил в своем блоге профессор ВШЭ Олег Матвейчев, многочисленные протестные организации, работающие под разными лозунгами и, казалось бы, в разных сферах общественной жизни, тем не менее объединены рядом признаков и общими целями. Матвейчев анализирует информационную кампанию против строительства Томинского ГОК в Челябинской области и акции, которыми отметился глава подмосковного ВООПиК Евгений Соседов.

По мнению политтехнолога, многие протестные организации, включая «Стоп-ГОК» в Челябинске, «Стоп-Никель» в Воронеже, борцов с расширением трассы в Краснодаре и представителей инициативной группы во главе с председателем подмосковного ВООПиК, действуют по сценарию, который отличает ряд признаков. Такие организации, во-первых, декларируют свой патриотизм, во-вторых, направляют усилия против крупных, социально и экономически важных промышленных или инфраструктурных проектов, в-третьих, используют, в основном, информационные площадки с оппозиционной аудиторией.

Взяв на вооружение экологические, градозащитные или иные лозунги, движения используют актуальную риторику, под которой, по мнению Матвейчева, скрывается политический подтекст. Он отмечает, что подобные организации стараются устроить как можно больше публичных мероприятий, не останавливаются перед скандалами и информационными «вбросами», пугают жителей экологическими или иными бедствиями в случае реализации проекта, против которого развернута кампания.

Как отмечает Матвейчев, например, Евгений Соседов лишь на словах протестует против строительства жилья эконом-класса, и «чудовищного экологического вреда», который оно якобы несет, а в действительности он старается блокировать любую деятельность губернатора Андрея Воробьева. «Фактически – вместе со строительством ребята пытаются торпедировать большие инфраструктурные проекты – строительство школ, дорог и прочего», — пишет Матвейчев. Соседов, начавший публичную карьеру с защиты усадьбы Архангельское, позднее стал фигурантом ряда журналистских расследований, в которых говорилось, в частности, о связи организованного под благими лозунгами протеста с заказом со стороны строителей элитной недвижимости.

Еще один общий пункт в методологии околополитических протестных движений – непрерывная работа по созданию обращений, петиций, открытых писем к властям, под которыми активисты собирают подписи населения. Все подобные организации, указывает Матвейчев, имеют плотные контакты с западными и международными структурами, фондами, организациями или клубами. К примеру, движение «Стоп-ГОК» работает с представителями немецкого «Фонда Конрада Адэнауэра», который, по информации Матвейчева, активно участвовал в организации «оранжевых революций» в Грузии и на Украине.

В российской политической среде протестные организации ориентируются на оппозиционные блоки и, в частности, на левые партии и движения, активистов которых, по выражению Матвейчева, «тянет поучаствовать в любом протесте». Как и челябинские экологи Андрея Талевлина, единомышленники подмосковного оппозиционера Евгения Соседова, ведут активную работу в социальных сетях, где чаще всего не допускают к дискуссиям инакомыслящих.

Последним «общим маркером» Матвейчев называет поддержку протестной деятельности нового формата известными оппозиционными фигурами. Для примера эксперт приводит интервью и Евгении Чириковой. Ныне живущая в Эстонии экс-руководительница «Обороны Химкинского леса» называет Евгения Соседова и борцов с Томинским ГОК героями и призывает их к дальнейшей борьбе.