Ноты большой политики

Оркестр имени Осипова появился на свет в качестве боевой единицы. В 1942 году генералиссимус Сталин издал особый декрет – музыканты, воевавшие на фронтах, оставили винтовки и взяли в руки более привычные инструменты, которые спецрейсами вывозили из блокадного Ленинграда. За шестьдесят лет коллективом руководили люди, чья жизнь стала впоследствии легендой
В том числе – Николай Николаевич Калинин, ушедший из жизни в 2004 году. Алексей Жидков, директор Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова, гендиректор Всероссийского музыкального общества, ответил на вопросы корреспондента газеты «Старая гвардия»

— Трудно руководить национальным оркестром?

— Все определил случай. Несколько лет назад я был практикующим юристом. А потом встретил Калинина, который пригласил меня поработать с ним во Всероссийском музыкальном обществе. Они находились в кризисном состоянии, были большие долги — пятнадцать миллионов. Поэтому сначала пришлось решать эти проблемы, потом я стал с ним работать уже в оркестре. Так, будучи заместителем председателя комиссии Всероссийского музыкального общества, я стал директором оркестра Осипова. Николай Николаевич был удивительный человек. Он умел втягивать в процесс.

Последние дни, когда мы были вместе, он знал, что я готовлю шанхайскую симфонию, и ждал ее. Реквиемом, который прозвучит четырнадцатого октября, он был взбудоражен, говорил, что сразу по завершении мы соберем пресс-конференцию и объявим, что в России реквием дописан. Для него это было очень важно. Николай Николаевич много внимания уделял детям. Вы представляете, вместе с самым лучшим оркестром профессионально играли дети.

Такой подход Калинина к работе меня просто подкупил. Я постараюсь работать так же.

— Говорят, что музыка не приносит особых доходов?

— Руководство страны меня поддерживает. Кроме того, я дал слово, что не брошу оркестр, поэтому пока мне хватает сил, буду этим заниматься. А когда все это станет системой, тогда уйду на пенсию. Сейчас я не думаю ни о каком уходе, работаю и хорошо знаю, что надо делать дальше. Конечно, в основном я буду опираться на тех дирижеров-народников, которые составляли суть дирижерского состава. Они приедут четырнадцатого октября

— Значит ли это, что классическая музыка сегодня переживает в России период расцвета?

— В последнее время я заметил, что билетов в кассах не остается. Это первый признак того, что люди начали чаще посещать концерты, хотя количество рекламы у нас не увеличивается. У нас появились информационные спонсоры. И, конечно, когда они помогают нам, когда они делают анонсы по всей стране, людям становится известно, что в такой-то день, в такой-то час произойдет такое-то событие. Впрочем, и когда ничего этого не было, все равно залы заполнялись. Почему? Потому что людям нравится наша музыка. Произведения, которые мы играем, пользуются абсолютным признанием. На сегодняшний день народный артист просто на взлете.

— Какие взаимоотношения у вас с руководством страны?

— Я могу сказать, что Владимир Владимирович Путин, с которым мы сейчас очень много встречаемся и часто вместе работаем как в заграничных поездках, так и в России, сказал, что наш оркестр – это визитная карточка нашей страны. Так глава государства оценил творчество наших музыкантов, и я думаю, что он прав…

— Визитная карточка — это вещь, которую всегда берут с собой…

— Получается, что да. Сегодня президент обратил на нас внимание, и во многом благодаря ему мы получаем грант, как Большой театр. Понимаете, когда руководство страны опирается на истоки, страна идет к выздоровлению.

— А с Ельциным вы работали?

— Все началось с него. Мы же участвовали в его избирательной кампании.

— И то, что президент стал нас брать с собой в зарубежные поездки, это большая честь, это большое доверие, это высокая оценка. Кстати, все те годы, когда нас здесь, в стране, особо не замечали, мы работали за границей.

— Правительство вам помогает в организации концертов?

— Конечно. Наш учредитель — государство в лице Федерального агентства. Поэтому нас стабильно финансируют, нам постоянно помогают. И сейчас у нас более или менее стабильное финансовое положение. Ну а все эти годы до всеобщего признания приходилось как-то выживать, сводить концы с концами. Но сегодня мы всё больше и больше сил отдаем нашей работе, а почему? Потому что государство обратило на нас внимание. Как только государство обращает внимание на какую-то проблему, сразу всё, кризис заканчивается.

— Известно, что распорядок фестиваля очень насыщен…

— Все дирижеры приезжают четырнадцатого октября в Москву на концерт памяти Калинина, чтобы отдать уважения этому музыканту. Пятнадцатого мы уезжаем в Смоленск, где Николай Николаевич был тоже художественным руководителем. На фестивале существует уникальная традиция, когда четыре оркестра играют под одной крышей. Конечно, это совершенно другой звук. Когда сидит ансамбль в четыре человека – это одно, это хорошо, здорово, когда сидит оркестр из четырех оркестров – это другое, совсем другое. Звук совершенно будет другой. Ну а потом массовое звучание необходимо в сегодняшнее время. Поэтому такие огромные акции проводятся в подтверждение, что мы крепки.

— Какую музыку вы исполняете, сопровождая президента?

— В каталоге нашей библиотеки восемь тысяч сочинений. На самом деле исполняем разное – бывает что-то современное, классическое, народное. Все зависит от того, где мы даем сольный концерт. Для Берлускони мы играли около восьми сочинений, исполнили итальянскую музыку. Когда мы сыграли эти мелодии, все были потрясены искренностью и техникой исполнения. Эта традиция родилась еще при Сталине. 24 мая 1945 года наш оркестр вместе с хором Пятницкого исполнил романс. Кстати, сегодня полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко хочет возродить эту программу. Оркестру 85 лет. Власть меняется, а мы живем, сохраняя традиции.

Газета «Старая гвардия»