А компот! Кто делает бизнес на школьных обедах?

ОНФ в Югре пытается инициировать передел на одном из самых прибыльных рынков региона — поставок школьного питания. Сферу, в которой ежегодно крутятся сотни миллионов рублей, по версии «фронтовиков», монополизировали муниципальные власти, а подряды регулярно получают лояльные заказчикам предприниматели, пишет «URA.RU».

В качестве примера активисты президентского движения приводят муниципальное учреждение Ханты-Мансийска «Комбинат школьного питания» (КШП), учрежденное городской мэрией. В ОНФ считают, что структура на протяжении ряда лет монопольно поставляет в школы завтраки и обеды, притесняя других участников рынка.

Как объясняет координатор проекта «За честные закупки» Владимир Дудов, общеобразовательные учреждения, которые собирают с родителей деньги на школьное питание, по закону обязаны проводить торги и самостоятельно определять поставщиков. Однако администрация окружного центра нашла лазейку и обязала директоров школ напрямую заключать договора с КШП. Учреждение, в свою очередь, по мнению «фронтовика», единолично решает, кого выбрать в качестве поставщика продуктов для школьников.

Согласно информации из закрытой базы данных «Контур.Фокус», с 2013 по 2017 год КШП заключил договоры на поставку продовольствия на сумму 878 миллионов рублей.

В последнее время основными победителями конкурсов, проводимых комбинатом, выступают два ООО — «ЮграСтройСнаб» и «Югра-Комплектация».

Обе фирмы были зарегистрированы в мае 2016 года и на сегодняшний день становились победителями конкурсов почти 20 раз — на общую сумму не менее 51,8 млн рублей. Всего, по данным ОНФ, КШП проводит около 35 закупок в год.

Учредителями компаний «ЮграСтройСнаб» и «Югра-Комплектация» выступают Виктор Шишкин и Виктор Литвин. Предприниматели связаны друг с другом через фирму «Универсалстройсервис», которой они вдвоем владеют.

Как утверждает Владимир Дудов, нужно понять, каким образом были заключены договоры между КШП и школами города. Как стало возможно, что при наличии законодательства о госзакупках, которое дает преференции бизнесу, все договоры проходят через муниципальную «прокладку».

«Мы намерены обратиться в правоохранительные органы с просьбой провести проверки по данному факту. Также нас интересует, каким образом будут проводиться торги в 2017 году в Ханты-Мансийске, будут ли участвовать в них субъекты малого и среднего предпринимательства. Администрация, не имея полномочий и нарушая федеральное законодательство, создает КШП и договаривается со школами о заключении прямых договоров на поставку продуктов питания. Что примечательно: если бы школы проводили закупки по 44 ФЗ, цены бы очень сильно опустились. А КШП проводит закупки по 223 ФЗ, и поставщики выигрывали аукционы почти по максимальной цене», — комментирует Дудов в разговоре с «URA.RU», отмечая, что ОНФ уже обратился с заявлениями по данному вопросу в прокуратуру и УФАС.

В ОНФ предполагают, что за фирмами-победителями могут стоять действующие чиновники. Эти гипотеза объясняет существование всей схемы с КШП, а также успехи предприятий на торгах.

Телефоны предпринимателей Виктора Шишкина и Виктора Литвина, указанные в базе «Контур.Фокус» недоступны в настоящий момент. Узнать позицию представителей «Комбината школьного питания» на момент подготовки материала также не удалось. Директор учреждения Татьяна Солодилова сообщила в разговоре по мобильному телефону, что ее рабочий день закончен, и отказалась отвечать на вопросы корреспондента агентства.

Версия «фронтовиков», что нарушается как минимум антимонопольное законодательство, уже подтвердилась. «Принято решение о выдаче администрации города Ханты-Мансийска предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», — говорится в ответе УФАС по ХМАО в адрес ОНФ.

Источник «URA.RU» в мэрии Ханты-Мансийска подтвердил факт получения предписания УФАС, отметив, что данный документ пришел еще весной и на сегодняшний момент все нарушения устранены. По версии собеседника агентства, антимономольщиков насторожила формулировка в уставе КШП: «Комбинат участвует в организации питания». Ее потребовали заменить на: «Комбинат оказывает содействие в организации питания».

По версии инсайдера, «прокладка» в виде КШП нужна муниципальным чиновникам для освоения окружных субвенций, поскольку частично питание детей оплачивается из бюджета округа. Деньги централизованно заводятся через муниципальное задание в комбинат школьного питания, откуда переходят к субподрядчикам, которые и являются реальным источниками еды для школьников.

В пресс-службе администрации Ханты-Мансийска предложили направить в адрес мэрии города официальный запрос.

«Фронтовики» тем временем обратились к руководству других муниципалитетов Югры с просьбой объяснить, как там организовано питание в школах, и готовят масштабную проверку на территории всего региона.

«Мы намерены обратиться в управление антимонопольной службы с просьбой проверить муниципальные образования на предмет соблюдения антимонопольного законодательства», — заявил сопредседатель регионального штаба ОНФ Константин Терновой.

Случай Ханты-Мансийска — не единичен. Муниципальные комбинаты школьного питания организуют поставку еды детям практически во всех муниципалитетах ХМАО. В Сургуте главный поставщик школьных обедов — СГМУП «Комбинат школьного питания». С 2011 года муниципальное предприятие по данным базы «Контур.Фокус» выиграло контрактов более чем на 2,5 млрд рублей.

Ранее аукционы проводил департамент образования города либо непосредственно мэрия, а с 2013 года появилась еще одна муниципальная «прокладка» — МКУ «Управление учета и отчетности образовательных учреждений» (УУиООУ).

Торги проводятся по 44 ФЗ, однако сами школы никакого участия в них не принимают. УУиООУ разыгрывает поставку питания на год одним слотом и сразу для всех учреждений. Сумма последнего контракта, к примеру, превысила 440 млн рублей — это рекордная цифра. Еще несколько лет назад питание школьникам обходилось этому управлению в 150-200 млн рублей.

Что же касается самого сургутского КШП, если верить данным базы «Контур.Фокус», предпочтений по субподрядчикам у него нет — комбинат закупает продукты как у индивидуальных предприятий, так и у крупных компаний и даже федеральных сетей. Однако сама система с двумя муниципальными посредниками выглядит еще более странной, чем в Ханты-Мансийске.

По официальным телефонам, указанным на сайте администрации, дозвониться до МКУ «Управление учета и отчетности образовательных учреждений» не удалось — номера оказались недоступны. В адрес мэрии направлен официальный запрос.

Уникальная ситуация — в Нижневартовске. Аукционы на поставку еды для школьников здесь проводят для каждого образовательного учреждения отдельно (в составе совместных торгов). Также в «столице Самотлора» отсутствует монополист в виде муниципальной компании. Однако питанием школьников в городе занимается сразу несколько КШП, по факту являющихся частными структурами с сомнительными бенефициарами: ООО «Комбинат школьного питания», ООО «Комбинат школьного питания-1», ООО «Комбинат школьного питания-2», ООО «АБВГД».

Примечательно, что «КШП-1» и «КШП-2» владеет один и тот же человек — Владимир Валетов. Женщина по имени Ирина Валетова ранее входила в состав учредителей ООО «КШП», а также возглавляет «Комбинат питания социальных учреждений», собственником которого является администрация Нижневартовска.

Фирма «АБВГД», возглавляемая Ниной Вотиновой, была зарегистрирована в марте 2017 года, однако менее чем за полгода смогла выиграть контракты на сумму 24,7 млн руб.

Источник: https://ura.news/articles/1036271711