У «Газпром нефти» «увели» два миллиарда рублей в офшоры

Скрывшийся от обязательств

По договору от 2003 года «Сервис-терминал», входящий в реестр таможенных представителей, занимался оплатой таможенных счетов «Газпром нефти». В течение 2011 года нефтяники перевели на счета брокера в Глобэксбанк более 58,1 миллиарда рублей, но отчитаться он смог лишь о 46,8 миллиарда. По данным следствия, из оставшихся около двух миллиардов рублей из оставшихся 11,3 миллиарда были переведены сотрудниками компании в офшоры.

Летом прошлого года «Газпром нефть» обратилась в арбитражный суд с иском о необоснованном обогащении примерно на 10 миллиардов рублей. Примерно в то же время «Сервис-терминал» подал в ярославский арбитраж заявление. В числе его кредиторов компании — несколько таможенных органов, из которых самый большой долг — более 83 миллионов рублей — приходится на Центральную энергетическую таможню.

Как следует из судебных документов, активы «Сервис-терминала» составляли в 2015 году 12,5 миллиарда рублей, из которых около 11,5 миллиарда приходится на дебиторскую задолженность. Последняя образовалась, в частности, благодаря перекредитованию. Так, процентный заем в декабре 2011-го получило ООО «Форт Стейтон», поручителем по которому выступал экс-владелец банка «Глобэкс» Анатолий Мотылев. Но долг не удалось взыскать и с него. Как говорится в решении апелляционной инстанции Мосгорсуда от 2016 года, расплачиваться по задолженности ни он, ни ООО «не собираются». В настоящее время Мотылев покинул пределы России, «скрывшись от своих обязательств».

Стоит отметить, что это не первый скандал в котором фигурирует Анатолий Мотылев.

История с подписями

В конце января текущего года столичный Арбитражный суд Москвы взыскал с компании «Вим-авиа» 980 миллионов рублей по иску Мосстройэкономбанка («М банк»), из них 672 миллиона приходилось на основной долг, остальное составляли проценты по кредиту и пени. Еще 2,28 миллиарда рублей с авиаперевозчика взыскивает банк «Российский кредит».

Пару вышеперечисленных банков, а также «АМБ банк» и банк «Тульский промышленник» контролировал Анатолий Мотылев. Также он входил в состав их правлений кредитных организаций. Летом 2015-го Центробанк отобрал лицензии у всей четверки, поскольку выяснилось, что «дыра» в их капитале превышает 100 миллиардовв рублей. В настоящее время все они проходят процедуру банкротства, конкурсным управляющим выступает Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Последнее от имени банков подает иски к должникам.

Против Мотылева возбуждено уголовное дело по четвертой части 159 статьи российского УК (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере).

Отметим, что в минувшем году компания «Вим-авиа» перевезла два миллиона пассажиров, что является девятым результатом по РФ. Как записано в судебном акте, авиаперевозчик должен «Российскому кредиту» по паре выданным кредитов, выданных в 2013–2014 годах. 1 июля 2014-го банк согласился взять 1,63 миллиарда рублей долга векселями компании «Ларго медиа». А посему «Вим-авиа», ссылаясь на это соглашение, не признает иск банка. Но истец заявил, что подпись Мотылева на обоих соглашениях — подделка, поэтому суд назначил почерковедческую экспертизу.

В тот же день, говорится в решении суда, Мотылев от лица «М банка» согласился взять часть долга «Вим-авиа» — на 538 миллионов рублей — векселями компании «Мэриот групп». Подпись Мотылева под этим документом экспертиза признала подлинной, но «Вим-авиа» это не помоглов холде судебного процесса.

Через год стороны подписали дополнительное соглашение к данному кредитному договору, в котором долг «Вим-авиа» по-прежнему зафиксирован в размере 672 миллиона рублей, и авиакомпания обязалась погасить его шестью равными платежами к сентябрю 2016 года.

Взлет и падение финансиста

Анатолий Мотылев родился он 11 августа 1966 года. Его отец был чиновником высокого ранга — работал в советском Минфине. Безусловно, герой нашей публикации во всех отношениях мог рассчитывать на поддержку своего родителя, который с 1973- го по 1986 год стоял во главе «Госстраха».

Отучившись в финансовом институте, Мотылев-ладший поступает на работу, колнечно же, в «Госстрах». В скором времени становится помощником президента, а затем и вице-президентом компании.

Но в середине 90-х годов прошлого года в руководство «Госстрахом» пришли новые люди. Представителю «трудовой династи» не удалось найти найти общего языка с новыми управленцами, но он заранее принял меры, чтобы не остаться на мели, учредив в 1992 году на паритетных началах с правопреемником «Госстраха» — «Россгострахом» — кредитную структуру «Глобэкс».

В 1996 году Мотылев становится подозреваемым по делу о незаконном переводе денежных средств с депозита «Росгосстраха» на расчетный счет «Глобэкса». Но следствие всего за месяц «разобралось» в ситуации и признало операцию законной. Некоторые эксперты считают, что избежать проблем с законом банкиру помог «милицейский» генерал Дунаев, ставший впоследствии совладельцем «Глобэкса». Также правоохранитель поспособствовал тому, чтобы сберечь активы компании от финансового кризиса 1998 года. В 2002 году Мотылев становится единоличным владельцем «Глобэкса», поскольку его совладельцы – Жуков и Дунаев — вышли из состава учредителей кредитной организации.

Спустя пару лет «Глобэкс» становится участником системы страхования вкладов, получив право привлекать деньги населения. Бизнес оказался под угрозой осенью 2008-го, когда для «Глобэкс» испытал массовый отток средств вкладчиков. В результате активы компании значительно уменьшились. Новым собственником «Глобэкса» становится «Внешэкономбанк».

Несмотря на неудачи в банковском сегменте рынка, Мотылев прилагает все усилия, чтобы вернуть влияние в этой сфере. Он вкладывает денежные средства сразу в несколько банковских учреждений.

Бизнесмен приобрел совместно с партнерами контрольный пакет акций банка «Российский кредит», пользовавшегося в 90-х годах высоким доверием у населения. Анатолий Мотылев (а в его лице — «Российский кредит») также приобрел «АМБ Банк», «М Банк», банки «КРК» и «Тульский промышленник».

Бизнесмен надеялся создать мощную финансовую основу за счет привлечения средств клиентов, которые планировалось инвестировать в жилищные и другие коммерческие проекты. Но ЦБ отозвал лицензии практически у всех принадлежащих Мотылеву кредитных организаций — из-за того, что размер взятых обязательств значительно превысил стоимость их активов. Такая же участь постигла и пенсионные фонды, которыми владел Мотылев.

После того как предприниматель потерпел крах в кредитном бизнесе, поползли слухи, что он куда-то исчез.