«Тольяттиазот» в безвыходной ситуации?

Аммиакопровод Тольятти-Горловка-Одесса – уникальное сооружение советских времен. Его протяженность – 2195 км, половина из которых проходит по территории России и контролируется «Тольяттиазотом», другая половина – по территории Украины. Там его эксплуатацией занимается украинское госпредприятие «Укрхимтрансаммиак». Подключены к трубе также ОАО «Минудобрения» (Россошь) и украинский концерн «Стирол» Дмитрия Фирташа, который, кстати, был вынужден остановить работу из-за военных действий. СМИ назвали химкомбинат «Стирол» в Горловке под Донецком бомбой замедленного действия. 5 августа предприятие было обстреляно, пять снарядов попало непосредственно на территорию завода. Даже если на самом «Стироле» уже не осталось запасов аммиака, то его прокачка по трубопроводу, пролегающему близ завода, пока продолжается.

«Тольяттиазот» неоднократно пытался получить контроль над украинской частью аммиакопровода, но столкнулся с серьезным сопротивления тогдашних властей Украины. В 2012 году «Укрхимтрансаммиак» перекрыл аммиакопровод на две недели, и «Тольяттиазот» был вынужден остановить производство. Эксперты связали тогда этот эпизод с санкциями Украины в ответ на ограничение Россией импорта ряда товаров.

В результате военных действий на Украине аммиакопровод попал в зону так называемой антитеррористической операции. Это сделало невозможным гарантировать его безопасную работу и целостность. Украинские власти, в частности Министр обороны Украины Валерий Гелетей, заявляли о якобы его минировании ополченцами. Сообщалось, что неизвестные вооруженные люди совершили нападение на центральную насосную станцию аммиакопровода в Горловке. Сейчас украинские военные ведут артиллерийские обстрелы районов, в которых проходит аммиакопровод, в том числе в Горловке. Продолжать прокачку аммиака через зону боевых действий грозит катастрофой континентального масштаба, а значит «Тольяттиазоту» нужно или останавливать производство или искать альтернативные пути.

С начала двухтысячных годов существовал еще один вариант отправки продукции «Тольяттиазота» на экспорт. Он предполагал ввод в эксплуатацию терминала по перевалке аммиака в порту Тамань Краснодарского края. Но за 15 лет свой транспортный узел на Тамани «Тольяттиазот» так и не достроил из-за экологических нарушений и противодействия властей и местного населения. Жители близлежащего поселка «Волна» активно митинговали и пикетировали строительство объекта, обращались к федеральным властям с требованием вмешаться и запретить стройку.

Не достроенным остался также пункт перевалки аммиака в поселке Миллерово, где предполагалось перегружать пришедший по трубе тоазовский аммиак в железнодорожные цистерны, а оттуда направлять их в порт Тамань.

Еще одна теоретическая возможность ТоАЗу осуществлять поставки продукции – по части российского участка аммиакопровода до россошанских «Минудобрений», а там использовать аммиаконаливные эстакады этого предприятия для перегрузки аммиака в ж/д-цистерны, которые шли бы в Одессу. Но с учетом значительных объемов производства аммиака на «Тольяттиазоте» (около 1,5 млн тонн в год), перевалочных мощностей россошанских «Минудобрений» будет недостаточно для реализации такого плана. Сам «Тольяттиазот» много лет ограничивал доступ россошанских «Минудобрений» к своей трубе и конфликт между компаниями решался в судах. Так что теперь вряд ли стоит ожидать, что бывший оппонент будет «из кожи вон лезть», чтобы помочь «Тольяттиазоту».

В результате, если поставки аммиака по украинскому участку аммиакопровода по тем или иным причинам прекратятся, «Тольяттиазот» фактически потеряет возможность производить продукцию, так как организовать хранение аммиака на предприятии в таких масштабах просто невозможно. Винить в этом можно будет не только форс-мажорные обстоятельства, но и самих владельцев завода, которые вовремя не позаботились об организации альтернативных вариантов транспортировки, тем самым поставив под удар деятельность предприятия и многотысячного коллектива.

Впрочем, обезопасить сбыт собственники ТоАЗа пытались еще в начале этого года. По свидетельствам российских и украинских СМИ, собственники «Тольяттиазота» – семья Махлаев – тайно предприняли попытки договориться с Украиной о приобретении аммиакопровода в обмен на финансирование новых украинских властей. Однако после того как эта скандальная новость просочилась в СМИ, украинские власти, похоже, о своих обещаниях предпочли забыть. Более того, на фоне ухудшающихся отношений с Россией, становится все более реалистичным сценарий политического решения о перекрытии Украиной транспортировки российского аммиака по своей территории как санкций в отношении России. К тому же тарифная выручка от прокачки Украиной аммиака невелика и составляет около 400 млн. гривен в год. В качестве меры противодействия на своего восточного соседа такой суммой Украина вполне может пожертвовать. Первая волна санкций уже прошла – Украина повысила пошлины на российские удобрения производства компании «Еврохим».

В этих условиях единственная возможность для «Тольяттиазота» поставлять сопоставимые с аммиакопроводом объемы – железнодорожные перевозки цистернами. В начале августа «Тольяттиазот» объявил, что до конца 2014 года купит 274 цистерны у «Рузхиммаша». Однако, по оценкам экспертов, для полного покрытия объемов «Тольяттиазоту» необходимо более 2 тыс. цистерн, а на выполнение этого заказа может понадобиться около двух лет. При этом предприятию придется фактически с нуля строить новую масштабную логистическую сеть – дополнительные емкости для хранения аммиака, железнодорожную эстакаду и подводить пути. Но вместо этого акционеры «Тольяттиазота» планируют по итогам первого полугодия 2014 года выплатить себе дивиденды в размере 777 млн рублей. А по итогам 2013 года пятерым членам совета директоров (включая гендиректора Евгения Королева, который с января 2013 года проживает в Великобритании) решено выплатить 704,5 млн рублей.

Видимо, собственников «Тольяттиазота» не сильно тревожит будущее предприятия. Председатель совета директоров завода Сергей Махлай на протяжении последних двадцати лет постоянно проживает в США, а другие члены этой семьи прописались в Европе – Великобритании и Швейцарии.

Неизбежное снижение объемов производства «Тольяттиазотом» может привести к негативным социальным последствиям в Тольятти и Самарской области. Предприятие – один из крупных работодателей региона, обеспечивающий рабочими местами почти пять тысяч человек, не считая многочисленных подрядных организаций. Риск роста безработицы в области становится в этом случае неотвратимым. Свертывание работы завода приведет к существенному снижению налоговых поступлений. И это – на фоне прогнозов, что к концу года региональный бюджет может получить дыру в собственных доходах в два десятка миллиардов рублей. Власти области даже намерены просить кредит у федерального центра в размере 60 млрд рублей, чтобы выполнить все социальные обязательства по этому году и не допустить секвестра. Это почти в два раза больше долга области в 37 млрд руб. на конец июля 2014 года.

Всех этих проблем предприятие бы могло избежать, если бы его хозяева инвестировали в развитие и модернизацию производства, развивали его транспортно-логистические возможности. Еще в 2011 году в ходе плановой проверки «Тольяттиазота» комиссией Ростехнадзора было выявлено 550 нарушений в области промышленной безопасности. Если из-за такого бездействия собственников крупного химзавода на юге России произойдет техногенная катастрофа, разразится кризис и безработица из-за остановки завода, то стоит задуматься, нужны ли крупному российскому предприятию такие собственники.