Лекарство от жадности

Войну фармпредставителям объявили еще три года назад. Осенью 2009 года, выступая на совещании, посвященном развитию фармпромышленности, российский премьер призвал избавиться от «так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях». В последние десятилетия, по мнению главы правительства, в России сложилась «явно ненормальная практика взаимоотношений» между производителями лекарств, прежде всего иностранными, и частью врачебного сообщества. Путин назвал недопустимой ситуацию, когда «фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты, оплачивают семинары и конференции для врачей с выездом на теплые моря».

На заявление премьера тут же отреагировал Федеральная антимонопольная служба, начавшая подготовку документов, ограничивающих работу медицинских представителей. Не ожидая команды свыше, под козырек взяли региональные власти. По некоторым данным, управление по здравоохранению Алтайского края почти сразу запретило визиты медицинских представителей в рабочее время врача. Аналогичные ограничения негласно вступили в силу в Нижегородской области, Красноярском крае и других регионах.

Но полностью отбить тягу к фармацевтическому «сотрудничеству» должен был обсуждавшийся весь прошлый год и вступивший в силу с 1 января 2012 года закон «Об основах охраны здоровья граждан». Статья 70 документа подробно описывает все ограничения. Документ, в частности, запрещает производителям лекарств и компаниям, действующим в их интересах, организовывать любые развлекательные, образовательные или научные мероприятия для врачей. Запрещает финансировать исследования, которые проводят медицинские работники, и даже приходить к ним с визитом в рабочее время. В свою очередь, врачи, согласно букве закона, не в праве принимать от фармкомпаний подарки, деньги или приглашения на семинары. Они больше не могут предлагать населению буклеты, брошюры. Выписывая рецепт, медики обязаны (что четко прописано в документе) проинформировать пациента о наличии на рынке недорогих препаратов. При этом знакомиться с новыми достижениями фарминдустрии закон им не запрещает. Но строго оговаривает — сделать это можно лишь на медицинских семинарах, в которых участвуют сразу несколько компаний-конкурентов.

Профессия – «толкач»

Само собой, такие условия не по душе фармацевтическим компаниям. Одно дело — совместные семинары, а совсем другое – агрессивная политика на рынке. Деятельность фармпредставителей является самым эффективным, по сути — единственным способом продвижения препаратов. По данным экспертов, «агенты продвижения» есть в каждой фармацевтической компании. Особенно в крупных – Nycomed, Sanofi-Aventis, Bayer-Schering, Novartis…

Конечно, все компании официально отрицают факт лоббирования производимых препаратов. Наличие же фармацевтических представителей компании объясняют исключительно необходимостью донесения информации о новейших разработках, новых препаратах до работников больниц и поликлиник. Кроме того, медицинские представители обеспечивают производителю обратную связь с врачами. Дескать, не коррупционеры они, а информаторы — рассказывающие, кому и как лучше назначать то, или иное лекарство. И добавляют, что в большинстве компаний существуют внутренний этический кодекс, запрещающий всевозможный подкуп или сговор между фармпредставителем и врачом.

Но это все на словах. На деле – все совершенно иначе.

В интернете есть множество специализированных медицинских форумов, которые дают представление о масштабах и методах работы фармпредставителей. Есть и специализированные форумы на которых переписываются фармпредставители. Один из них – www.medpred.ru. Самая злободневная и актуальная тема на нем как раз про запрет работы в поликлиниках. Только за последние несколько месяцев около двух сотен страниц комментариев, прочтя которые становится очевидно – пока никто не собирается кардинально менять ситуацию и уж тем более следовать букве закона. Фармкомпании пока лишь приостановили организацию выездных семинаров и круглых столов, но продолжают оплачивать работу «в полях».

На рыночном фронте – без перемен

Пользователь «Yo», сотрудник одной из крупнейших фармкомпаний, пишет, что его руководство на недавней планерке совсем не призывало прекращать незаконное продвижение медпрепаратов, лишь поинтересовавшись – смогут ли представители работать в новых условиях. Получив утвердительный ответ, начальство осталось довольно. «Не стоит пока бежать впереди паровоза: все компании сидят ровно и смотрят друг на друга» — обрисовывает ситуацию пользователь Redactor. Особо все ждут лета, когда вступят в силу дополнения в закон, четко прописывающие, что за сговор и врача и медпредставителя ждет дисквалификация на срок до двух лет.

Пока же медицинские представители продолжают ходить по кабинетам врачей, нарушая при этом сразу и свой этический кодекс, и закон Российской Федерации.

«Я пока значительных проблем у себя на территории не встретила» — отметила 1 февраля на том же форуме пользователь Котярзик.

Факт отсутствия перемен подтверждают и цифры официальной статистики. По идее, борьба с фармппредставителями должна была существенно отразиться на фармацевтическом рынке, примерно на 30-40 процентов снизив обороты продаж. Тем временем, этот показатель не падает. Более того, в 2010 году, несмотря на заявление российского премьера о незаконности деятельности фармагентов, прирост рынка составил 13% к показателям 2009 года, что в абсолютном значении – 20,7 млрд долл. В 2011 году оборот фармацевтического рынка в РФ составил уже 23,6 млрд долл. По прогнозам, рынок будет только расти. В 2012 году его оборот составит 27,4 млрд долл., исключая коммерческий сегмент – 17,73 млрд долл. А в 2013 году может достигнуть 31,9 млрд долларов.

Успех хуже провала

Когда на одной чаше весов оказываются моральные принципы и риск преступить закон, а на другой — сверхприбыли от продаж, выбор для руководства корпораций становится очевиден. Схемы «финансовой стимуляции» отечественных врачей активно используют практически все крупные фармпроизводители. Определить конкретных нарушителей утвержденных правительством правил нетрудно: для этого достаточно изучить показатели регулярных финансовых отчетов ведущих игроков рынка, сопоставив динамику их перемен с управленческими и кадровыми подвижками в той или иной компании. Задачу упрощает непростое состояние рынка. По сути, обоснованные подозрения в нечистоплотности вызывает любой фармпроизводитель, заработавший там, где должен был потерять.

За примерами далеко ходить не надо. Неожиданный рост продаж показал за прошлый год кардиологический юнит (департамент) компании «Sanofi», крупнейшего в Европе фармпроизводителя. Годовой прирост, вместо запланированных шести миллионов евро, достиг рекордной отметки в 22 миллиона. Необъяснимый коммерческий успех сразу стал предметом оживленной дискуссии. Прежде всего, эксперты и участники рынка отмечали тесную связь между взлетом экономических показателей и масштабными кадровыми перестановками в кардиологическом департаменте. А еще, упоминали о специфической репутации нового директора кардиологического юнита российского представительства компании Sanofi, некой Елены Астаховой.

Еще на предыдущем месте работы Елена зарекомендовала себя жестким руководителем, использующим для достижения результата любые методы. Речь шла не только о манере кричать на подчиненных, и явном злоупотреблении ненормативной лексикой в деловом общении. По странному совпадению, незадолго до прихода Астаховой в Sanofi ее прежний работодатель, словенская фармакологическая фирма КРКА, прогремела на весь мир благодаря коррупционному скандалу. Поводом стали все те же специфические методы продвижения фармпрепаратов. А именно, компания приглашала врачей на туристические поездки и катание на лыжах, маскируемые как зарубежные семинары, дарила им подарочные карты в супермаркеты и косметические магазины, а также практиковала другие, сугубо финансовые способы «стимулирования лояльности».

Понятно, что такой репутационный багаж мог испортить карьеру любого управленца. Случай Астаховой стал исключением из правил. Как пишет в своем «Живом Журнале» некий Heroitic, «…Энергичная женщина поддерживала едва ли не родственные отношения с Алешем Зорко главой российского отделения фирмы. Поэтому, увольняясь на пике скандала вместе со своей подчиненной, словенский топ менеджер позаботился об ее достойном трудоустройстве. В результате, деятельное участие в судьбе Астаховой принял Патрик Аганян, генеральный директор компании Sanofi в России. Бывший менеджер КРКА получила должность руководителя одного из ключевых подразделений компании и место в Совете директоров в придачу». Последствия не заставили себя ждать. «Санофи — примите соболезнования, с 1 апреля жизнь будет поделена чертой: до прихода Астаховой и после» — не без ехидства заметил на профильном отраслевом форуме пользователь Естахия. Действительно, кардиологическому юниту пришлось несладко. В первые же месяцы работы госпожа Астахова буквально «зачистила» добрую половину вверенного ей коллектива. А затем, сделала департамент объектом нескончаемых пересудов, вопреки рыночному тренду в три с половиной раза подняв его отчетные показатели.

Проблема персональной ответственности

Как утверждают эксперты отрасли, почти 70% продаж медикаментов обеспечивает «работа» с врачами. Понятно, что исключительный и необъяснимый рост продаж в департаменте Астаховой выглядит, по меньшей мере, подозрительно. «Чтобы все испортить одного человека с большими потенциями вполне достаточно. Остальное само сложится. … Чтобы вместо продвижения какой-никакой исключительности вкупе с разумными ценами, вы начали впаривать как КРКА товар за призы и выплаты врачам? Не готовы? И я так думаю», — пишет на форуме о приходе нового директора в Sanofi пользователь Sedative. «Коллеги, не вешайте нос! Мыльный пузырь, под названием «Суперменеджер Елена Астахова» умело надувал Алеш Зорко. Если в С-А Елена найдет себе такого же покровителя, то она задержится у Вас. А не найдет -так и …», — утешает коллег пользователь Drema. Представитель фармакологической отрасли, скрывающий свое имя под псевдонимом Heroitiс, пишет на страницах «Живого журнала» о строгом Кодексе маркетинговой этики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), которую возглавляет руководитель российского представительства Sanofi Патрик Аганян. И трудном положении, в котором он оказался благодаря бурной деятельности госпожи Астаховой.

Как именно отреагирует на разворачивающейся скандал AIPM, покажет время. Во многом, позиция Ассоциации международных фармацевтических производителей будет зависеть от результатов внутреннего расследования, которое, рассуждая логически, должно быть инициировано руководством компании Sanofi. У крупнейшего фармпроизводителя Европы тоже есть этический кодекс, принятый еще до вступления в силу закона «Об основах охраны здоровья граждан», который запрещает «черные» и «серые» схемы продвижения препаратов. Причем, Патрик Аганян, совмещающий пост главы российского отделения компании с должностью председателя Совета директоров AIPM, называл борьбу за чистоту и прозрачность рынка одной из своих главных задач.

Разрешить противоречие лозунгов и практики, возникшее по вине одного из топ менеджеров компании, может только личное вмешательство руководителя российского отделения Sanofi. В противном случае, под ударом окажется репутация как самого господина Аганяна, так и всей фармакологической отрасли в целом. А тогда, ситуацией на рынке медпрепаратов может снова заинтересоваться законодатель. Ведь не случайно, еще во время обсуждения закона «Об основах охраны здоровья граждан», некоторые эксперты отмечали недостаточную проработку механизмов контроля за деятельностью излишне предприимчивых фармацевтов.