Зачем России ГЛОНАСС

Технически система ГЛОНАСС использует тот же принцип, что ее основной конкурент — NAVSTAR GPS (США). Обе системы используют сеть навигационных спутников. Спутник посылает сигнал к приемнику и по времени задержки вычисляет расстояние. Работы по созданию ГЛОНАСС начались в СССР в начале 70-х годов прошлого века. Примерно в тоже время работы по созданию системы глобального позиционирования начались в США. Но если в Америке систему удалось относительно быстро создать, то советский проект потерпел крах.

Первый советский спутник, входящий в ГЛОНАСС, был запущен в космос 12 октября 1982 года. К 1993 году число спутников в группировке увеличилось до 12, и система была принята на вооружение. К 1995 году численность группировки удалось довести до 24 аппаратов, но уже через 5 лет по причине недофинансирования и малого срока службы спутников их число упало до 6. В период с 2002 по 2010 годы численность группировки увеличили до 23 аппаратов, что почти равняется ее штатной численности. Несколько запусков запланированы также на 2010 и 2011 годы.

Эти меры позволили руководству России заявить о намерении сделать ГЛОНАСС основной навигационной системой в стране, причем не только для армии, но и для гражданского рынка. Основным средством внедрения ГЛОНАССа будут, судя по всему, таможенные запреты на ввоз аппаратуры не совместимой с ним. Притом что чипы для приемников российской навигационной системы производит всего одно предприятие – КБ «Навис», связанное с АФК «Система», владельцем которой является олигарх Владимир Евтушенков. Таким образом, импортеры просто не смогут обойти запрет.

Но если вооруженным силам иметь собственную, пусть и уступающую по качеству зарубежной, навигационную систему необходимо (что подтверждает пример недавней войны с Грузией), то для гражданского рынка безусловный запрет импорта аппаратуры с GPS выглядит явно излишним. Тем более, что срок службы российских спутников не дотягивает часто даже до штатных показателей.

Чипы ГЛОНАСС более громоздкие и менее технологичные, чем GPS, встроить их в мобильный телефон пока не получается. ГЛОНАСС изначально создавался как военная система, гражданских приборов пока просто нет. Технологическое отставание признают не только эксперты, но и государственные чиновники. Так министр транспорта РФ Игорь Левитин признал, что развитие навигационного обеспечения с использованием спутников в России не отвечает современным требованиям.

Впрочем, когда нашим чиновникам что-то очень хочется — достаточно вспомнить зимнюю Олимпиаду в Сочи, строительство гигантских мостов на безлюдные острова во Владивостоке или скандальный проект Бориса Грызлова «Чистая вода», то на смущающие внимание факты никто внимания не обращает. Ведь административное, добровольно-принудительное, внедрение ГЛОНАСС в России — это сотни миллионов долларов, как минимум, для олигархических структур и связанных с ними чиновников.